Назад к списку

Развитие детей 

Сегодня мы поговорим о возрастных особенностях развития детей младшего школьного возраста. Проблема изучения двигательных способностей детей является одной из важнейших в теории и практике физического воспитания и спорта. Также данная проблема является актуальной и для детей, занимающихся ушу.
 Динамике развития физических способностей у детей присущи такие явления, как неравномерность и гетерохромность. 


Неравномерность развития означает, что степень прироста показате­лей физических способностей на одних этапах может быть более значитель­ной, чем на других. Наибольший прирост физических способностей наблюдается в начальный период занятий физическими упражнениями. С повышением уровня раз­вития какой-либо способности темпы ее прироста уменьшаются, следовательно на каждом последующем этапе развития для достижения необхо­димых сдвигов требуется все больше времени. 

Гетерохронность развития проявляется в несовпадении во времени моментов, соответствующих началу интенсивного прироста от­дельных физических способностей. Исследования показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для воздействия на разви­тие способностей, так как темпы прироста некоторых из них будут более высокими, чем в иные возрастные этапы. Эти периоды обычно называют сенситивными (чувствительными) или критическими, потому что они иг­рают особую роль в развитии организма. (Ю.Ф. Курамшин, 1998) 

Таким образом, каждому возрасту присущи свои функционально-физиологические особенности, которые необходимо учитывать при развитии двигательных качеств и подготовке к спортивной деятельности. 

Физическое развитие младших школьников резко отличается от развития детей среднего и особенного старшего школьного возраста. 

Развитие детей в младшем школьном возрасте идет интенсивно. Продолжаются окостенение и рост скелета. 

Функция дыхания остается несовершенной: ввиду слабости дыхательных мышц, дыхание у младшего школьника относительно учащенное и поверхностное,. На единицу объема вентилируемого воздуха их организмом усваивается меньше кислорода (около 2%), чем у старших детей или взрослых (около 4%). Задержка, а также затруднение дыхания у детей во время мышечной деятельности, вызывает быстрое уменьшение насыщения крови кислородом (гипоксемию). Поэтому при обучении детей физическим упражнениям необходимо строго согласовывать их дыхание с движениями тела. 

В тесной связи с дыхательной системой функционируют органы кровообращения. Система кровообращения служит поддержанию уровня тканевого обмена веществ, в том числе и газообмена. Вес сердца увеличивается с возрастом в соответствии с нарастанием веса тела. Однако пульс остается учащенным до 84-90 ударов в минуту (у взрослого 70-72 удара в мин.). В связи с этим за счет ускоренного кровообращения, снабжение органов кровью оказывается почти в 2 раза большим, чем у взрослого. Высокая активность обменных процессов у детей связана и с большим количеством крови по отношению к весу тела, 9% по сравнению с 7-8% у взрослого человека (М.Р. Сапин, З.Г. Брыксина, 2007). 

Кровяное давление у детей обычно несколько ниже, чем у взрослых.. При предельной напряженной мышечной работе сердечные сокращения у детей значительно учащаются, превышая, как правило, 200 ударов в минуту. После соревнований, связанных с большим эмоциональным возбуждением, они учащаются еще больше – до 270 ударов в минуту. Недостатком этого возраста является легкая возбудимость сердца, в работе которого нередко наблюдается аритмия, в связи с различными внешними влияниями. Систематическая тренировка обычно приводит к совершенствованию функций сердечно-сосудистой системы, расширяет функциональные возможности детей младшего школьного возраста (М.М. Безруких, В.Д. Сонькин, Д.А. Фарбер, 2003). 

В 9 лет вес головного мозга составляет 1300 г. К этому возрасту борозды и извилины занимают такое же положение, как и у взрослого. В этом возрасте созревают третичные, ассоциативные поля коры (зоны высшего анализа и синтеза). 

Созревающие, к 7 годам лобные доли, делают возможным переход управления произвольными движениями на новый этап, характеризующийся возможностью предвидения результатов действия и составлением сложных двигательных программ (М. А. Родин, 2000). 

Дети, у которых доминирует правое полушарие, обладают хорошей пространственной ориентацией, чувством тела, высокой координацией движения, успешны в командных видах спорта. Левополушарные дети обладают чувством времени, выносливы, успешны в одиночных видах спорта. Правополушарные дети не контролируют правильность своей речи. Виды деятельности, требующие постоянного самоконтроля, выполняются ими плохо. При устной речи могут возникать проблемы в грамматике и подборе слов. Дети с доминированием левого полушария контролируют свою речь, но они медленнее выполняют письменные работы (Ю.А Панова, М.А Родин, 2016). 

Качественные особенности двигательной деятельности ребенка характеризуются приростами физических качеств, слаженности движений отдельных частей тела в двигательном акте. Мышечная система у детей этого возраста способна к интенсивному развитию, что выражается в увеличении объема мышц и мышечной силы. Но это развитие происходит не само по себе, а в связи с достаточным количеством движений и мышечной работы. 

Младший школьный возраст является благоприят­ным для развития разнообразных физических способностей: скоростные и коор­динационные способности, способность длительно выполнять циклические действия в режимах умеренной и большой интен­сивности. 

К сожалению, многие родители считают более приоритетным посещение курсов по подготовке к школе, а затем, в 1-2 классах вообще перестают водить детей на тренировки, объясняя свое решение большой нагрузкой, непосильной для ребенка. 

В результате отсутствия необходимой нагрузки возникают проблемы с формированием сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Неразвитость мышечного корсета приводит к нарушению осанки. 

Как правило, в 11-12 лет приводят детей уже с нарушениями осанки, дыхательными проблемами, аритмиями. А ведь всего этого можно было бы избежать!